С этого момента начинается военная эпопея похода Ермака в Сибирь. Как видим, положение отряда, нарисованное Г.Ф. Миллером с опорой на сведения Ремезовской летописи, было очень сложным. За долгий и тяжелый переход, в ходе которого казаки прошли более 1000 километров по гористой, поросшей лесом пересеченной местности, отряд по численности сократился в три раза. Выйдя в верховья притоков Тагила и Туры, он уже, видимо, не имел вдоволь продовольствия, и дальше Ермаку приходилось несколько раз останавливать отряд на долгие стоянки специально для того, чтобы пополнить припасы.
Сторонники «длинной» и «короткой» версии утверждают, что поход Ермака от верховий притоков Туры и Тобола до столицы Сибирского ханства был очень быстрым и прошел всего за одно лето. В мае Ермак пошел с верховий Тагила, а в конце октября уже вошел в Искер.
Миллер приводит сведения о том, что и это было не так. В пути в Искер у Ермака была еще одна зимовка в Чингидине. В принципе, это — правдоподобная версия, поскольку достаточно большой отряд, более полутора тысяч человек, отягощенный продовольствием, вооружением и боеприпасами, шел по незнакомой местности, наталкиваясь на сопротивление противника. Такой поход не мог быть быстрым.
Скоро начались бои. Узнав о приближении отряда Ермака, татарский князь Япанза недалеко от своих улусов, поблизости от современной деревни Усениково, устроил засаду в том месте, где Тура изгибается широкой излучиной. Когда струги стали проходить излучину, татарские стрелки стали засыпать их стрелами. Казаки остановились на реке и выстрелами из пищалей отогнали отряд. Потом был высажен десант, который вошел в улус князя, разграбил его и сжег.
Отряд шел очень медленно. При том, что у Ермака было 1636 человек или около того, у него должно было быть примерно 330 стругов, считая, что на струг приходилось пять человек с грузом. Могло быть и меньше судов, если принять, что груз везли по воде, а отряд шел берегом. Я склоняюсь к мысли, что отряд все же шел водой, на стругах, потому что это был наиболее удобный и быстрый способ передвижения. Флот шел вниз по течению, и казаки практически не прикладывали сил к движению. Кроме того, по реке можно было с гарантией попасть в населенные места и кого-нибудь пограбить.
И в том, и в другом случае скорость передвижения отряда была крайне низка, не более 5—10 верст в день, в самом лучшем случае. Нужно еще принимать во внимание, что отряд часто останавливался для заготовки продовольствия, ибо взятое у Строгановых давным-давно закончилось. Практически, этот поход больше напоминал великое переселение народов, а не военный поход, ставящий себе целью завоевание государства.
В июле 1580 года был взят штурмом самый западный город Сибирского ханства — Тарханский городок. Обратите внимание, что от верховьев Туры до Тарханского городка, не более 150 верст, отряд шел два с половиной месяца. От Тарханского городка уже было недалеко до Чингидина. Его Ермак занял 1 августа 1580 года. Город ему вполне понравился и атаман решил в нем зазимовать. Решение атамана вполне понятно, если обратить внимание на скорость передвижения отряда и на то, что местности он практически не знал, а зимовки в необжитом месте опасался.
Когда казаки вошли в город, оказалось, что в нем находился ханский даруга, то есть сборщик дани, Кутугай, одновременно самый знатный, сильный богатырь ханства и прославленный воин во всем Сибирском ханстве, со своей семьей. Ермак принял его с большим почетом, угостил и стал расспрашивать. Подвернулся очень редкий случай расспросить человека, хорошо знакомого со страной, куда попали казаки. Кутугай вкратце рассказал Ермаку о ханстве, стараясь не выдать никаких секретов и стараясь выудить из атамана побольше сведений о его намерениях. Было понятно, что Ермак пришел сюда со своим отрядом не с мирными целями. Ермак показал Кутугаю стрельбу из ружей, одарил его казацким платьем, трезубцем, а его жену — парчой и сукном, по всей видимости, из награбленного здесь же имущества. Даругу не стали задерживать. Кутугай сразу же уехал в Искер.
Ермаку очень повезло. В это время Кучум организовал несколько больших набегов на Строгановскую вотчину и не смог выставить против Ермака в год его непрошенного визита в Сибирское ханство сколько-нибудь большое войско. В год, когда Ермак сплавлялся по Туре, мансийский мурза Бегбели Агтай возглавил большой поход на Чусовую. В нем, по всей видимости, участвовали все войско, бывшее в западной части ханства, и потому Ермак в первый год своего похода по Сибирскому ханству не встретил большого сопротивления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий